Горнолыжная база в Воронеже и ГЛК Костенки
8-929-0095196
Администрация сайта
Спортивноразвлекательный комплекс «Эволюция Костенки»
8-951-5484477
По всем вопросам

Конструкция сноуборда

 
Данная статья ни в коем случае не претендует на абсолютную истинность в последней инстанции, а всего лишь является личным мнением автора, основанным на его скудном опыте. Так что не судите строго. Итак.

Прежде чем купить себе новую доску, любой умеющий читать и думать человек, хотя бы краем глаза, да заглянет в какую-нибудь обзорную статью. И вот тут-то у него и «поедет крыша». Ведь все компании, пытаясь хоть как-то выделить свой товар из общей массы, выдумывают свою, зачастую понятную только им, терминологию. Попытке разобраться во всем этом разнообразии терминов и посвящена данная статья.

Начнем с того, что попытаемся понять, что же вообще представляет собой сноуборд, и из каких основных частей он состоит. А состоит он из некоей основы (чаще всего называемой «сердечником»), оклеенной сверху и снизу стеклотканью, ее еще называют «ламинатом» (иногда с дополнительными «усилениями из карбона и кевлара»); по периметру нижней части (называемой «скользящей поверхностью» или «базой») сноуборд имеет стальное усиление (именуемое «кантом»); упомянутой уже выше «скользящей поверхности» и вмонтированных в тело сноуборда «закладных элементов». Верхняя часть сноуборда имеет декоративное защитное покрытие, как правило, из полиэтилена (правда бывают и другие варианты, например, натуральный шпон у фирм Arbor и Indigo или простая лакировка углепластикового или кевларового плетеного верхнего слоя, как у Glissade, Radical, Trans или Virus).

Теперь рассмотрим сноуборд чуть более подробно. Начнем с основы, на которой все и строится. Это…

Сердечник

Традиционно сердечники делаются из дерева. Существует три основных вида деревянных сердечников:

Реже всего встречающийся вид сердечника — «сплошной», изготовленный из одного куска дерева, имеет один очень существенный недостаток — его может «повести винтом». Такие дешевые и легкие сердечники используют в досках начального уровня (я помню, что так когда-то делались младшие доски у Santa Cruz).

Дабы избежать винтового скручивания, делают самый часто используемый сердечник с «вертикальным ламинатом». Он состоит из продольных реек, склеенных между собой. Волокна в таком сердечнике располагают в противоположном направлении, именно для предотвращения «скручивания». Часто делаются сердечники из реек разных пород дерева. Иногда часть реек по краю набора располагают не вдоль, а поперек (например, у Burton) для увеличения жесткости на скручивание. Количество и ширина реек у разных фирм различна. Используют древесину как хвойных, так и лиственных пород дерева. Иногда встречаются доски даже с «генетически измененной» древесиной (Lib Technologies). Из общих характеристик можно сказать, что хвойные породы жестче и хрупче, а лиственные гибче и лучше гасят вибрацию.

Третий тип деревянного сердечника — «сердечник с горизонтальным ламинатом». В простонародье такой тип склейки называют фанерой. Вопрос обычно лишь в том, на каком этапе такой сердечник гнут. Если гнут уже склеенный лист фанеры, то работать такой сердечник будет плохо (когда-то, так делались некоторые доски Wild Duck). А вот если каждый слой предварительно согнули, а затем в специальном прессе склеили, то такой сердечник не разогнется уже никогда (последние из «могикан», использующих данную технологию, это Hot и Hammer). Правда, даже самые хорошие сердечники с горизонтальным ламинатом оказываются существенно тяжелее любых других типов сердечников.
Но кроме чисто деревянных сердечников, бывают еще и комбинированные сердечники со вставками из стеклопластиковых или кевларовых сот (например, у Volkl и Palmer). Такие сердечники чаще всего используются в дорогих командных досках, предназначенных для технического фристайла, и простым смертным нужны разве что только для понтов.

Ну и уж совсем отдельной колонной выступают доски с «пенными» и «композитными» сердечниками. Подробно рассматривать эту группу мы не будем, т. к. «пена» — она и в Африке «пена», а описание всех возможных вариантов «композита» займет уж слишком много места, и мы оставим это тем, кто эти доски представляет.

Перейдем теперь к такой важной позиции, как «конструкция» сноуборда. Дабы не углубляться в рассмотрение всех возможных вариантов, выделим три основных типа «конструкций», это — «сэндвич», «кэп» и «гибридная сэндвич-кэповая» конструкции.

Классический «сэндвич» представляет собой оклейку сердечника сверху и снизу двумя плоскими слоями стеклоткани. Края сердечника в этом случае закрываются узкой полоской пластика ABS. Такая конструкция проще ремонтируется (хотя в последнее время этим мало кто заморачивается) и существенно лучше работает на предельных нагрузках.

Рассмотрим простой пример. Возьмите три новеньких сто долларовых купюры. Намажьте одну из них с обеих сторон клеем, а затем наложите на нее сверху и снизу две других купюры. Дайте просохнуть. Теперь, после того как они окончательно высохли, попробуйте их разделить, просто сгибая их и разгибая. Не получилось? Можете их выкинуть, т. к. разделить склеенные по всей поверхности слои практически невозможно.

Если у вас под рукой еще остались доллары, то перейдем к рассмотрению «кэповой» конструкции на столь же показательном примере.

Возьмите две новых сто долларовых купюры. Одну из них необходимо сложить вдоль таким образом, чтобы она в сечении образовала букву П. Теперь отогните по всей длине нижнюю часть ножек П наружу. Намажьте нижнюю плоскость отвернутых ножек клеем, и плотно приложите сверху ко второй сто долларовой купюре. Дождитесь полного высыхания. А теперь, попробуйте согнуть эту конструкцию поперек. Не гнется? И не будет. При этом данная конструкция легче, и ей по барабану до того, что у нее внутри. То есть, за счет наличия двух вертикальных стенок мы добились большей жесткости при меньшем весе.

Но! Попытайтесь теперь согнуть данную конструкцию так, чтобы она начала ломаться. Обратите внимание на то, как и где это будет происходить. В месте излома появится «пузырь», в котором (при наличии сердечника) нагрузка на клей будет прикладываться не на сдвиг по плоскости, а на отрыв. При приложении нагрузки большей, чем номинал, она просто расслоится. Что и происходит с кэповыми сноубордами.

Вывод, который можно сделать из данного эксперимента, следующий: «кэповая» конструкция легче, жестче, но проще расслаивается на нагрузках, на которые она не рассчитана, а «сэндвичевая» конструкция при той же жесткости тяжелее, но при этом гибче и лучше переносит запредельные нагрузки.

Также стоит упомянуть «гибридные» конструкции, совмещающие в себе «сэндвич» и «кэп». Вариантов таких конструкций много, но выделим три основных типа:
«сэндвич» по длине рабочей поверхности + «кэп» на носу и хвосте (K2, Scott)
все наоборот, «кэп» по длине рабочей поверхности + «сэндвич» на носу и хвосте (Lib Technologies, Gnu)
«сэндвич» по периметру, но в нижней части + «кэп» в верхней части доски (Santa Cruz).
Выводы о том, что Вам нравится больше, делайте сами.

Продольное и торсионное усиление

Напоследок рассмотрим такую немаловажную деталь сноуборда, как «продольное» и «торсионное» усиление. Прежде всего, выясним, где и зачем эта приблуда располагается.

В нижней части сноуборда, поверх слоя стеклоткани дополнительно наклеивают две полосы из кевлара, для увеличения продольной жесткости. Некоторые фирмы (например, Ride) в тех же целях используют «вертикальные стрингеры», представляющие собой полосы стеклоткани или карбона, вклеенные между рейками «вертикального ламината». Жесткость сноуборда при этом увеличивается так же, как и в описанном выше варианте «кэповой» конструкции.

В верхней части, поверх слоя стеклоткани, часто приклеивают дополнительное графитовое V-образное или X-образное усиление, называемое «торсионными вилками» или «торсионным усилением». Некоторые фирмы, кроме дополнительных «плоских торсионных вилок» делают еще и «объемные», или «3-D торсионные вилки» (K2, Ride, Santa Cruz). Они получаются путем оклеивания стеклотканью предварительно обработанных на станках с ЧПУ сердечников. При этом получается набор дополнительных, расположенных в различных направлениях, вертикальных стенок, которые увеличивают как продольную, так и поперечную жесткость.

Создавая торсионные вилки, доходят до использования совсем уж экзотических технологий, типа пьезоэлектрических микрочипов. Так, компания Head, опробовав технологию Intelligence в производстве теннисных ракеток и горных лыж, решила перенести ее и в производство сноубордов. В этой системе поперечные колебания сноуборда преобразуются пьезоэлектрическим элементом в электрическое колебание, затем, проходя через микрочип, это колебание меняет свою фазу на противоположную, и направляется обратно в пьезоэлемент, где преобразовавшись обратно в механическое колебание, но уже в противофазе, гасит вредную вибрацию. Другие же компании, например Flow или Scott, наоборот избирают совсем другие, более простые и изящные пути, иногда просто заменяя часть стекловолокна в оплетке сноуборда на более жесткие волокна карбона или кевлара.

Геометрия бокового выреза

Теперь перейдем к геометрии бокового выреза. Должен заметить, что к идеям разработчиков сноубордов о формах бокового выреза, прибавляется еще и неуемная фантазия толмачей, пытающихся его описать. Слава богу, что вроде уже перестали говорить о радиусе поворота доски (никогда так не говорите — засмеют).

Грубо, формы бокового выреза можно разделить на радиальную и не радиальную. И если с радиальной все понятно (вырезали у доски сбоку по некоторому радиусу кусок, и получили радиальный боковой вырез), то вот с не радиальными все намного сложнее.

Любимое словечко у толмачей от сноубординга, это «прогрессивный боковой радиус» (мне всегда было интересно, в чем же там «прогрессивность»). Под этим словом обычно скрывается недопереведенное понятие о «переменном» радиусе бокового выреза. В общем, когда увидите или услышите где-то о «прогрессирующем» радиусе, можете смело подразумевать под словом «прогрессивный» — «переменный радиус».

Так как же он изменяется? А по разному.

В досках для фрирайда в последнее время принято совмещать короткий радиус в хвосте доски с длинным радиусом в районе носа. А в досках для технического фристайла все чаще встречается совмещение длинных радиусов на концах доски с коротким радиусом посередине. Отдельной группой выступают эллиптические, как у компании Elan, и параболические формы бокового выреза. Доходит до того, что делают доски с геометрией, полученной чисто экспериментально. Так, компания Volkl, выпускающая в основном доски для катания по подготовленным трассам, сначала собирает весь набор от сердечника до скользяка, затем определенным образом загружает полученный «сэндвич», потом наклоняет его под средним для закантовки углом к плоскости, и по линии пересечения плоскости и заготовки отрезает все лишнее.

Часто при сложных формах бокового выреза говорят об «усредненном радиусе бокового выреза».

Скользящие поверхности или «базы»

Стоит сказать еще пару слов о скользящих поверхностях или «базах». В общих чертах их можно разделить на два основных типа:
штампованные или тянутые «extruded» и
спеченные «sintered».
Лист полиэтилена для баз «extruded», получают путем выдавливания и проката между двумя валиками расплавленной полиэтиленовой массы. Основными преимуществами таких баз являются, прежде всего, их крайне низкая стоимость, хорошее скольжение без дополнительной обработки и высокая ремонтопригодность.

При производстве баз «sintered», используется мелко гранулированный полиэтилен с различными добавками (чаще всего в качестве добавки используется графит, за что в народе такие базы прозвали «графитовыми»). Основная идея производства таких баз заключается в получении жесткого пористого композита, легко впитывающего мази. Преимущества таких баз в их высокой жесткости и очень хорошей восприимчивости к мазям. Правда, без дополнительной смазки такие базы скользят хуже штампованных, и на порядок сложнее ремонтируются.

Исходя из таких общих свойств, и применяются они на разных досках. Базы «extruded» — на досках для тех, кто не хочет заморачиваться мазями и дорогим обслуживанием, а базы «sintered» на сноубордах для тех, кто во имя высоких спортивных результатов готов постоянно жертвовать накануне катания несколькими часами на подготовку доски.

В общем, как видно из этого краткого обзора, с фантазией у разработчиков оборудования для сноубординга все в порядке, так что они и в дальнейшем будут радовать нас внедрением в производство досок новейших технологий.
Автор: Низами Сoфиев
Источник: Onboard.ru
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Table './kostenski/fusion_vcode' is marked as crashed and should be repaired
Имя:
Проверочный код: Сменить код *

Осталось 200 символов




smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley
Запретить смайлики в комментариях

Рейтинги
Пожалуйста, выберите Вашу оценку:
Нет данных для оценки.
Поделись
Статистика

Вэб-камера

Не работает веб-камера?
Звоните по тел. +7 473 257-5769

В галерее
Зима
прогиб
прогиб
Wallpapers
Colorado Avalanche
Colorado Avalanche
Юмор
Немного юмора...
Немного юмора...
Wallpapers
Водопады
Водопады
Wallpapers
Водопады
Водопады
Wallpapers
Горы
Горы
Полезное
Login